Preview

Бетон и железобетон

Расширенный поиск
Том 621, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

5-12 193
Аннотация

Введение. Существующие методы расчета железобетонных конструкций не обладают универсальностью. Каждая расчетная модель пригодна только для ограниченного класса элементов. Построение общей расчетной модели, адекватно описывающей сопротивление конструкций действию поперечных сил в комбинации с изгибом, является одной из сложных задач теории железобетона. В связи с этим при практических расчетах прочности на сдвиг пользуются условными моделями.

Цель. Построение стержневых моделей прочности сжатых наклонных полос бетона.

Материалы и методы. Предлагаемые стержневые модели наклонных сжатых полос бетона опорных зон ригелей с малыми пролетами среза ah01 между грузовыми и опорными площадками основаны на моделировании их физической работы, копировании траекторий основных трещин и схем разрушения.

Результаты. Проведенными экспериментально-теоретическими исследованиями выявлены возможные схемы разрушения опорных зон ригелей сопряжения с колоннами при действии сосредоточенных сил с соотношением пролета среза a = h01 (где h01 – рабочая высота консоли).

Экспериментально получены две схемы разрушения сжатых полос бетона, первая схема от сжатия при достижении главными сжимающими напряжениями предела прочности бетона на осевое сжатие и вторая схема от совместного действия сжатия и среза при достижении касательными напряжениями предел прочности.

Дана аналитическая оценка полученных схем разрушения сжатых бетонных полос. Выявлены предельные состояния, разработаны расчетные зависимости прочности.

Выводы. Предлагаемые стержневые модели и расчетные зависимости определения прочности сжатых бетонных полос основаны на аналогиях их физической работы, обладают простотой применения и позволяют производить расчеты с достаточной степенью надежности.

13-19 237
Аннотация

Введение. Возможность применения композитной арматуры в строительстве рассматривалась еще в 1960-х годах. Актуальность применения такой арматуры в конструкциях из бетона была связана с необходимостью повышения долговечности дорожных конструкций и морских сооружений. Широкому внедрению и изучению препятствовало отсутствие налаженного промышленного производства композитной арматуры вплоть до 1980-х годов. По состоянию на сегодняшний день отечественная нормативная база имеет СП 295.1325800.2017 для проектирования бетонных конструкций, армированных композитной арматурой. В связи с недостаточной изученностью вопроса для расчета прочности внецентренно сжатых элементов в своде правил используют приближенную методику, которая приводит к недооценке прочности внецентренно сжатых элементов. В связи с этим возникла необходимость экспериментального исследования работы внецентренно сжатых бетонных элементов, армированных композитной арматурой, и уточнения методики расчета прочности нормальных сечений таких элементов.

Цель. Проведение экспериментальных исследований прочности нормальных сечений внецентренно сжатых бетонных элементов, армированных композитной арматурой.

Материалы и методы. Экспериментальные исследования проведены путем испытания опытных бетонных образцов, армированных композитной арматурой, на действие внецентренно приложенной статической сжимающей нагрузки.

Результаты. Получены экспериментальные данные о прочности нормальных сечений внецентренно сжатых бетонных элементов, армированных композитной арматурой.

Выводы. По результатам экспериментальных исследований были определены разрушающие нагрузки, установлены схемы трещинообразования, определены прогибы опытных образцов. В процессе испытаний установлено, что опытные значения разрушающих нагрузок опытных образцов на 15–32 % выше их расчетных значений, вычисленных по указаниям действующего свода правил.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

20-26 145
Аннотация

Во второй половине 50-х годов ХХ столетия, выполняя постановление Правительства СССР по снижению расхода металла в экономике страны, необходимого для оборонных нужд, было принято решение по расширению использования железобетона в машиностроении, что открыло новую грань применения этого материала. Научное обеспечение решения этой задачи было поручено НИИ бетона и железобетона Госстроя СССР, а точнее, лаборатории специальных конструкций этого института, которую возглавил талантливый инженер доктор технических наук И.Г. Людковский.

Перед исследователями встала проблема максимальной замены металла в машиностроении на железобетон, включая изготовление станин для тяжелого оборудования. Исследователями лаборатории специальных конструкций было разработано несколько видов станин машин различного назначения, разной конфигурации, с различными эксплуатационными воздействиями: станины штамповочных прессов, клети прокатных станов и станины крупных станков и т. д. Описанию исследования работы бетона при напряжении в период эксплуатации с  характеристиками, значительно превосходящими  традиционные физические характеристики металла, посвящена данная статья.

27-32 154
Аннотация

Введение. Представлены методика и результаты исследований эффективности применения в железобетонных конструкциях новой арматуры с многорядным профилем классов: А500СП и А600СП (шестирядный), Ау500СП (четырехрядный). Основное внимание уделено второму предельному состоянию – расчету трещиностойкости. На конкретных числовых примерах выполнено сравнение результатов, получаемых при использовании арматуры с многорядным профилем классов А500СП и А600СП, Ау500СП и класса А500 с двухрядным серповидным профилем. Выявлены возможности существенного снижения расхода в случае применения многорядной арматуры. Расчеты выполнялись в ЭВМ-программе «ОМ СНиП Железобетон».

Цель. Выявить преимущества использования при проектировании железобетонных конструкций арматуры классов А500СП, Ау500СП, А600СП с новым многорядным профилем. Показать возможности практической реализации преимуществ при расчетах в программе «ОМ СНиП Железобетон».

Материалы и методы. Исследования проводили для двух типов конструкций. К первому типу относились восемь сечений элементов, работающих на изгиб, косой изгиб, внецентренное сжатие, косое внецентренное сжатие. В указанных сечениях выполнен подбор арматуры классов А500 и А500СП (Ау500СП) для обеспечения нормативных требований по трещиностойкости. Ко второму типу относилось железобетонное перекрытие здания. В расчетах учитывались требования прочности и трещиностойкости. Выполнялись два вида расчетов: определяли усилия и подбирали арматуру А500 по программе ЛИРА-САПР; подбирали арматуру А500СП (Ау500СП) по программе «ОМ СНиП Железобетон» на усилия, полученные в программе ЛИРА-САПР.

Результаты. Использование арматуры классов А500СП, Ау500СП, А600СП с новым многорядным профилем позволяет получить экономию металла до 25 %, по сравнению с применяемыми в настоящее время классами А500, А600С с двухрядным серповидным профилем.

Выводы. Арматура классов А500СП, Ау500СП, А600СП рекомендуется для широкого внедрения с использованием при проектировании программы «ОМ СНиП Железобетон».

33-41 133
Аннотация

Введение. В данной статье представлены результаты исследовательских работ по дальнейшему развитию технологии ускоренной карбонизации сталеплавильных шлаков в направлении изготовления натурных образцов строительных изделий (строительного кирпича, тротуарной плитки).

Цель. Получение изделий, по физико-механическим характеристикам не уступающим дорожно-строительным мелкоштучным изделиям (плитка, кирпич), без применения связующих и других видов активации шлаков (помол, введение щелочей и т. д.), имея систему из трех компонентов: сталеплавильный шлак, вода и углекислый газ (СО2).

Материалы и методы. В работе использовался сталеплавильный шлак ПАО «НЛМК» фракции до 10 мм, газообразная углекислота по ГОСТ 8050-85 в баллоне. Проведены исследования влияния следующих технологических факторов, влияющих на физико-механические характеристики получаемых изделий:

1. В процессе формования изделий: гранулометрический состав смеси; влажность формовочной смеси; плотность свежеотформованных изделий; предварительная выдержка и сушка для снижения влажности перед карбонизацией.

2. В процессе ускоренной карбонизации: давление, температура, концентрация СО2, время карбонизации.

Результаты. Экспериментально доказана возможность получения гиперпрессованием мелкоштучных дорожно-строительных изделий на основе сталеплавильных шлаков методом ускоренной карбонизации с прочностными характеристиками, не уступающими требованиям к мелкоштучным дорожным бетонам.

Выводы. Доказана возможность изготовления высококачественных мелкоштучных изделий без применения связующих и других видов активации шлаков (помол, введение щелочей и т. д.). Установлены технологические закономерности получения изделий со следующими характеристиками: предел прочности при сжатии – 15–85 МПа, средняя плотность – 1700–2450 кг/м3, морозостойкость – до F2200.

42-48 135
Аннотация

Введение. Здания и сооружения в той или иной степени подвергаются действию грунтовых вод. Конструкция деформационного шва в заглубленной части здания должна надежно защищать его от проникновения воды и агрессивных сред.

Гидроизоляционные шпонки относятся к первичным мерам защиты бетонных и железобетонных конструкций, однако стандартного метода оценки эффективности подобного рода материалов до сих пор не предложено. В научной литературе недостаточно данных о водонепроницаемости шпонок в зависимости от ее сечения и количества анкеров.

Цель. Предложить способ оценки водонепроницаемости гидрошпонок и определить зависимость водонепроницаемости шпонки в бетонном образце от ее ширины и количества уплотняющих анкеров.

Материалы и методы. В качестве объекта испытаний выбрали две гидрошпонки различной ширины и с различным количеством анкеров: гидрошпонка шириной 240 мм (количество анкеров – 4 шт.); гидрошпонка шириной 320 мм (количество анкеров – 6 шт.).

Для испытаний шпонки сварили в виде прямоугольного параллелепипеда и забетонировали с нижней и верхней сторон, таким образом внутри сформировали замкнутый для воды контур. Воду подавали при помощи насоса с частотным преобразователем давления. Давление поднимали ступенями по 1 м вод. ст. в течение часа до образования протечки воды.

Результаты. В случае испытания гидрошпонки № 1 протечка произошла при давлении 0,07 МПа. Шпонка № 2 выдержала большее давление и протекла при 0,09 МПа. Протечки в обоих случаях произошли по примыканию шпонки к бетону.

Выводы. Таким образом, количество уплотняющих анкеров напрямую влияет на давление воды, которое гидрошпонка сможет выдержать в условиях реального объекта. Стандартный метод определения водонепроницаемости по ГОСТ 12730.5 для конструкции деформационного шва оказался неэффективным ввиду высокого начального давления при испытании 0,2 МПа.

РЕЦЕНЗИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0005-9889 (Print)
ISSN 3034-1302 (Online)